[Балашихинская картинная галерея ]

ПУБЛИКАЦИИ 2019 ГОДА

ПЕРВАЯ БАЛАШИХИНСКАЯ МУЗЕЙНАЯ БИЕННАЛЕ НАИВНОГО ИСКУССТВА. Каталог выставки. 2019.

ОБЛОЖКА КАТАЛОГА

«Наивное искусство: душа народа – сокровище нации» - девиз Первой Балашихинской музейной биеннале наивного искусства. Организации биеннале коллективом Картинной галереи, при содействии и поддержке Министерства культуры Московской области, Администрации Городского округа Балашиха, Управления культуры Администрации Городского округа Балашиха и при активном участии Общественного фонда наивного искусства «Остров Тарабаров», предшествовала длительная история – более чем 20-летняя деятельность Балашихинской картинной галереи в области наивного искусства, начало которой положила 1-ая Московская областная выставка-конкурс «Наивное искусство Подмосковья» на базе Балашихинской картинной галереи в рамках подготовки к триеннале наивного искусства в Братиславе.

Позднее в музее была создана коллекция наивного искусства, которая сегодня насчитывает 1848 единиц хранения, что делает ее одной из крупнейших в стране. Начало коллекции положили работы, переданные в фонды музея Заочным Народным Университетом Искусств (ЗНУИ), собирателями и самими художниками. В 2017 году в Картинной галерее была принята Программа «Мир наивного искусства», в рамках которой были проведены выставки наивных художников из фондов музея и частных собраний. Создана постоянная экспозиция наивного искусства. Поступления 2017-2018 годов  дополнили список художников именами Владимира Аносова, Александра  Белых, Германа Блинова, Люси Вороновой, Василия Григорьева, Анастасии Дербенёвой, Ильи Кирсанова, Алексея Кондратенко, Павла Леонова, Александра Малиновского, Кати Медведевой, Владимира Мизинова, Анастасии Рак, Михаила Ржанникова, Александра Суворова, что послужило одним из поводов проведения в Картинной галерее ежегодно, начиная с 24 июля 2017 года, Международного дня наивного искусства. Общественный интерес к наивному искусству в последние годы не только возрастает, но и меняется. Общество перестает воспринимать наивное искусство только как любительские занятия художественным творчеством в свободное время...

С.Д. Тарабаров, комиссар биеннале, учёный секретарь музея.

*************

ГЕРМАН БЛИНОВ. ИТОГИ. Каталог выставки. 2019.

О Германе Блинове написано не очень много, несмотря на то, что Блинов достаточно известен в художественных кругах. Выставочной деятельностью Блинов начал заниматься в начале 1980-х годов. Его персональные выставки проходили в 1988, 2000, 2003 и 2004 годах.

На одной из выставок в Москве яркое дарование Блинова было замечено искусствоведом Саввой Васильевичем Ямщиковым, включившим его полотна в экспозицию выставки «Всяк сам себе – творец и создатель» в Советском фонде культуры (1991). В 90-е годы отношение к самодеятельным художникам было неоднозначное. Устроить большую выставку «таким» художникам даже Ямщикову было не очень просто (известно, что Ямщиков обращался за помощью и поддержкой к академику Дмитрию Лихачёву). В экспозиции были представлены работы Григория Кусочкина, Евдокии Пановой и Германа Блинова. Был издан каталог выставки(Москва, 1991). В 1994-ом году прошла персональная выставка Блинова «Деревенька моя» в музейно-выставочном центре «Истоки» (районный выставочный зал восточного административного округа г. Москвы). За участие во Всероссийской выставке, посвященной юбилею Александра Сергеевича Пушкина, Блинов был награждён Благодарственным письмом Министерства культуры Российской Федерации.

 

Его работы находятся в Муромском историко-художественном музее, Кинешемском художественно-историческом музее, Музее русского лубка и наивного искусства (Москва), Угличском государственном историко-архитектурном и художественном музее, Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Мытищинском историко-художественном музее, Череповецком музейном объединении, Общественном фонде наивного искусства «Остров Тарабаров», библиотеках Ярославля.

Балашихинская картинная галерея в 2017-ом году стала обладательницей самой большой коллекции картин и рисунков «ярославского самородка» - 320 произведений живописи и графики Герман Блинов передал в дар нашему музею.

Презентация каталога состоялась на открытии персональной выставки Германа Блинова 4 июля 2019 года.

 

Елена Елистратова, директор Балашихинской картинной галереи.

 

*************

 

ПУБЛИКАЦИИ 2018 ГОДА

Сборник материалов научно-практической конференции Первой Балашихинской музейной биеннале наивного искусства. 2018г.

Обложка сборника материалов научно-практической конференции Первой Балашихинской музейной биеннале наивного искусства. 2018г.

Первая Балашихинская музейная биеннале наивного искусства «Наивное искусство: душа народа – сокровище нации» - девиз Первой Балашихинской музейной биеннале наивного искусства. Организации, при содействии  и поддержке Министерства культуры Московской области, Администрации Городского округа Балашиха, Управления культуры Администрации Городского округа Балашиха и при активном участии Общественного фонда наивного искусства «Остров Тарабаров», предшествовала длительная история – почти 20-летняя деятельность Балашихинской картинной галереи в области наивного искусства. Галерея занимается коллекционированием и экспонированием произведений наивного искусства с 1999 года, после прошедшей в Балашихе Всероссийской выставки наивного искусства. Начало коллекции наивного искусства музея, которая сегодня насчитывает более 1500 единиц хранения, положили работы Бориса Животова, Веры Павлович, Льва Паршенкова, Алексея Кириковича,  Ольги Лобановой, Людмилы Ковтюх, Ивана Никифорова, Веры Бранковской, Ивана Суворова, переданных в фонды музея Заочным Народным Университетом Искусств (ЗНУИ), собирателями и самими художниками. В 2017 году в Картинной галерее была принята Программа «Мир наивного искусства», в рамках которой были проведены выставки наивных художников из фондов музея и частных собраний. Создана постоянная экспозиция наивного искусства. Поступления  2017-2018 годов  дополнили список художников именами Владимира Аносова, Александра  Белых, Германа Блинова, Люси Вороновой, Василия Григорьева, Анастасии Дербенёвой, Ильи Кирсанова, Алексея Кондратенко, Павла Леонова, Александра Малиновского, Кати Медведевой, Владимира Мизинова, Анастасии Рак, Михаила Ржанникова, Александра Суворова, что послужило одним из поводов проведения в Картинной галерее ежегодно, начиная с 24 июля 2017 года, Международного дня наивного искусства.
Общественный интерес к наивному искусству в последние годы не только возрастает, но и меняется. Общество перестает воспринимать наивное искусство только как любительские занятия художественным творчеством в свободное время. Укрепляется понимание наивного искусства как особой социально-культурной среды, внедрение в которую требует осмысленного и взвешенного подхода к решению целого ряда проблем, в первую очередь связанных с музеефикацией наивного искусства в XXI веке. Поэтому так важно постоянно находить новые формы актуализации и поощрения интереса музейного сообщества к наивному искусству; создавать условия для его сохранения, изучения и развития; закреплять в общественном сознании позитивный образ мира, создаваемый творчеством талантливых самородков из народа. Балашихинская музейная биеннале наивного искусства – первое в России мероприятие подобного типа. Биеннале позволит убедительно продемонстрировать богатство отечественных - в дальнейшем и зарубежных - музейных фондов наивного искусства и не только по-новому сформулировать проблемы, связанные с музеефикацией и актуализацией наивного искусства, но и определить новые пути их разрешения. К участию в биеннале, в первую очередь, приглашались те государственные, муниципальные, общественные и частные музейные организации, которые обладают уникальными или редко демонстрируемыми произведениями наивных художников – Александра Белых, Анастасии Дербенёвой, Анны Дикарской, Алексея Кириковича, ранними работами Павла Леонова, Любови Майковой, Владимира Мизинова, Ивана Никифорова, Александра Суворова. В Первой Балашихинской музейной биеннале наивного искусства принимают участие: Всероссийский историко-этнографический музей (Торжок, Тверская область), Московский музей современного искусства, Музей русского лубка и наивного искусства, Дзержинский краеведческий музей (Дзержинск, Нижегородская область), Краеведческий музей города Железнодорожного  (Балашиха), Музей Органической Культуры, (Коломна, Московская область), Областной координационно-методический центр культуры и творчества (Иваново), Общественные фонды, занимающиеся музеефикацией наивного искусства - «Музей Елены Андреевны Волковой», «Музей русской народной живописи (коллекция Владимира Мороза и Анны Годик)», «Собрание Ольги Дьяконицыной», «Остров Тарабаров».

 

С.Д. Тарабаров, комиссар биеннале, учёный секретарь Балашихинской картинной галереи

 

*************

Буклет. Постоянная фондовая экспозиция  наивного искусств. 2018г.

 

*************

Юрий Хоровский. Красное и чёрное: цвет времени". Каталог выставки. 2018г.

Больше 11-ти лет  прошло  после  последней  персональной выставки  скульптора, живописца, графика Юрия Хоровского в Центре Современного Искусства М’АРС в Москве. В 2017 году, в год 100-летия Великой октябрьской революции, в рамках выставочного проекта «Воспоминание о будущем», организованным МООО «Общество художников» в Балашихинской картинной галерее, Юрий Хоровский экспонирует серию графических листов с жёстким названием – «Красное и черное: цвет времени». Головокружительное действие, происходящее в рисунках, повторяющиеся ритмы, как малые секунды и септимы, режущие слух, напрягают визуализацию, впиваются в сознание, ищущее гармонию прекрасного,  доводят его до головокружения своими диссонансами. Эта рукотворная графическая серия, по эмоциональному восприятию, сопоставима с гигантомахией Пергамского алтаря, с той только разницей, что Хоровский не разделяет своих персонажей на богов и гигантов, на плохих и хороших, не ставит точку в этой борьбе добра и зла, а даёт зрителю возможность додумать, «дорисовать» или поставить многоточие… Цветовое решение полотен - красное и черное на белом, отсутствие полутонов,  изобразительная манера – рваные линии, короткие и длинные штрихи, как музыкальный размер тарантеллы усиливают эффект восприятия, превращают изобразительный ряд почти в звуковой. Юрий  Алексеевич  Хоровский  родился  14 ноября  1946  года  в  южном  молдавском  городке Чадыр-Лунга. С 1952 года жил  в Кишинёве,  окончил  Республиканское  художественное  училище им. И. Репина. В 1989 году переехал в Москву, сотрудничал с Галереей Марата Гельмана, участвовал во всех крупных проектах галереи в России и за рубежом. Выросший в эпоху диктатуры «соцреализма», Юрий Хоровский сумел  сохранить «своё лицо», узнаваемое, неповторимое. Его творчество превентивно, характерно стратегией переживания реальности, представляет собой социальную и политическую память человечества, является вместилищем знаний  и представлений о прошлом.

Елена Елистратова, директор Балашихинской картинной галереи

**************

 "ЦВЕТЫ И ФРУКТЫ". Каталог выставки. 2018г.

Обложка книги "ЦВЕТЫ И ФРУКТЫ"

Проект «Цветы и фрукты» «родился» в часы работы с фондами нашего музея, задолго до момента открытия самой выставки – яркой, цветной, разной по стилям и по представленным авторам. От первоначальной идеи – показать натюрморты из коллекции наивного искусства – мы плавно перешли к идее сопоставления и сравнительного анализа работ разных художников. Так в проекте появились цветочные фейерверки Анны Бирштейн и «ситцевые» полотна Люси Вороновой, воздушно-пенные, почти импрессионистические букеты Галины Каковкиной и «мозаичные» панно Наталии Панковой, пастельные гуаши Веры Бранковской и очень понятные для восприятия натюрморты одного из известнейших наивных художников Василия Григорьева, совершенные в своей «старательной» наивности цветы и фрукты Елены Волковой и «калейдоскопы» Анастасии Дербенёвой. Эти восемь авторов и составили основу выставки, а некоторые одиночные натюрморты только усилили экспозицию неожиданными выплесками художественного воображения.
Главная особенность и  привлекательность  любого  выставочного проекта   заключается в неповторимости. Именно поэтому,  мы  отобрали столь разных  авторов  и  каждому  из  них предоставили  отдельное   выставочное  пространство,  а   не просто  «место  на стенке». Нельзя  сказать, что  весь этот творческий процесс  происходил    стихийно   и    практически  бесконтрольно.  Спонтанно придуманный проект, оказался очень не простым в плане его реализации – мы задумались о целостности и  экспозиционной логике, избегания «повторов» и одновременно монотонности. Самая  большая ценность каждого народа – это его язык. Язык, на котором он говорит, пишет и думает, который позволяет выражать собственные мысли и мнение. Язык художника – его авторская манера, его свой собственный живописный почерк, передающий не только красоту окружающего мира, но и личное состояние души, а иногда и состояние души целого народа.

Елена Елистратова, директор Балашихинской картинной галереи