[Балашихинская картинная галерея ]
Главная » 2018 » Февраль » 23 » ЦВЕТЫ И ФРУКТЫ
20:39
ЦВЕТЫ И ФРУКТЫ

Поводом для выставочного проекта «Цветы и фрукты» вполне мог послужить, приближающийся весенний праздник, особенно желанный после небывало продолжительных морозов конца зимы. На самом деле это не сиюминутный проект, подготовка которого заняла больше полугода.

Праздник – это всегда радость, оптимизм, любовь и надежда, а значит – море цветов, брызги шампанского и фрукты. Именно таких художников – доброжелательных к миру и людям, оптимистичных и позитивных даже в цветовой гамме, а главное, очень художественных организаторы пригласили под гостеприимную крышу одного из лучших выставочных пространств Подмосковья…

В одном выставочном пространстве объединены несколько персональных экспозиций четырех ученых (профессиональных) художниц из Москвы (Анна Бирштейн, Люся Воронова) и Нижнего Новгорода (Галина Каковкина, Наталья Панкова), а также четырех «классических» наивных художников, хотя и ушедших из жизни, но сохранивших в своих работах свежесть и непосредственную чистоту живописного восприятия мира, радостного в своих первоначалах и красках (москвичка Елена Волкова, Василий Григорьев из Подмосковья, Анастасия Дербенёва из Тульской обл., Вера Бранковская из Белоруссии).

Архитектура помещения Картинной галереи устроено очень удобно для подобных выставок. Экспозиции как бы «перетекают» друг в друга, не конфликтуя между собой, несмотря на огромный диапазон стилистик, манер и методологий в раскрытии такой простой, казалось бы, темы, как цветы. В культурах всех народов цветы всегда занимали почетное место, и были наполнены сакральным смыслом. Их почитали древних персы и евреи, египтяне и арабы, греки и римляне; их одинаково ценили язычники, христиане и представители всех других конфессий во все времена с самой глубокой древности. Можно сказать, что любовь к цветам – обязательный цивилизационный атрибут общественного развития. Если верить преданиям веков, появление самого скромного цветка – всегда результат Божиего произволения и любви богов к человеку.

Каждый из представленных художников очень по-разному чувствует цветы. Стремительная, свободная, летящая кисть и мастихин Анны Бирштейн, чьи сдвоенные работы между колоннами воссоздают атмосферу средневекового храма с драгоценными витражами, сменяются скрупулезным анализом формы и структуры счастья Люси Вороновой, переходя в пространство Галины Каковкиной, наполненное чистыми незамутненными «струями» живописной красочной красоты, вспененной светом и ветром. Там, за «окном» ее картин – удивительный мир и покой, вечная весна, несущая в себе осень. Все это заканчивается достаточно жесткой графикой живописи Натальи Панковой, ритмичной и структурированной до орнаментальности. Заканчивается, чтобы тут же снова утонуть в могучем взрыве цвета Анны Бирштейн. У экспозиции нет ни начала, ни конца, по ней приятно бродить: в любой ее части можно уединиться, но и не потерять из виду другие экспозиции.

После Бирштейн могучие букеты Василия Григорьева воспринимаются, как нежное благоухающее воспоминание о детском лете в деревне. В его картинах праздничность мира находит свое воплощение в «богатом» столе и «шикарном» букете. Локалный цвет, отсутствие воздуха и источника света преобразует пространство его натюрмортов в своего рода воландовское пространство покоя и не движения. В соседнем зале – снова взрыв, но уже мягкий, скорее переливчатое сияние работ Анастасии Дербенёвой, подобно Серафине из Санлиса заполняющей все пространство картины цветами и листьями, но без вихрей до головокружения, а наоборот, принимающего зрителя как теплый благоухающий бассейн, наполненный лепестками цветов. И, наконец, Вера Бранковская с ее нежными гуашами детей-цветов. Стекла рам только подчеркивают остраненность струящегося рисунка, видимого словно сквозь толщу воды: плывущие цветы-души детей…

Куратор С.Д. Тарабаров

В проекте участвуют художники Москвы (Анна Бирштейн, Люся Воронова), Нижнего Новгорода (Галина Каковкина), Общественный фонд "Музей русской народной живописи (коллекция Владимира Мороза и Анна Годик), Общественный фонд наивного искусства "Остров Тарабаров", музей Елены Волковой "Мир всем!". Балашихинская картинная галерея "открывает" свои фонды и  впервые представляет Веру Игнатьевну Бранковскую.

Бирштейн Анна Максовна (1947 г.р.) - родилась в Москве в семье известных художников Макса Бирштейна и Нины Ватолиной. Окончила Московскую среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова и Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, факультет живописи (мастерская Д. Жилинского, А. Грицая). Член Союза художников России (1975). Стажировалась в Париже, в Cite des Arts. С 1975 года является постоянным участником художественных выставок. Член-корреспондент и лауреат Серебряной медали Российской Академии Художеств.  Член Московского отделения Союза художников СССР/России.  Член-корреспондент Российской академии художеств.

Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Киевском музее русского искусства, музеях Новокузнецка, Кемерова, Николаева, частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Австрии, США.

Воронова Людмила Владимировна (1953 г.р.) - родилась в Москве. 1969-1970 училась в ЗНУИ, мастерская Бориса Отарова.  В 1978 окончила художественный факультет МТИ. Вступила в Молодежное Объединение художников при СХ СССР. Участвует в выставках с 1978 года.1985 Париж Юнеско, 1986 Венгрия Сумбатхей. 1987 Премия «Лучшая работа года» МОСХ, 1988 Премия «Лучшая работа года» МОСХ, принята в члены Союза Художников СССР. 1995 первая премия на международном симпозиуме Квольс Дания. Рисовала во многих странах мира: Дания, Германия, Чехия, Панама, Турция, Венгрия, Польша, Финляндия, Швеция, Греция, Норвегия, Голландия,Китай,и в республиках бывшего СССР:Россия, Украина, Казахстан, Грузия, Абхазия, Белоруссия. Российская Академия Художеств, на основании своего устава, решением Президиума от 17 09 2013 избрала ПОЧЁТНЫМ ЧЛЕНОМ АКАДЕМИИ Воронову Людмилу Владимировну. Награждена бронзовой медалью РАХ - Достойному Медалью Императорского ордена Святой Анны. 

Работы находятся: Москва - Государственная Третьяковская галерея, Музей современного искусства, Государственный центр современного искусства,  Государственный центральный музей истории России, Государственный русский музей (С.-Петербург),  Пермская картинная галерея, Псковский художественный музей,  Новосибирская картинная галерея, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзя, Государственный художественный музей алтайского края,  Самарский художественный музей, музей кистен ке  фроструп (Дания),  Колодзей Артфундейшен Хайланд парк нью-джерси (США),  Русская галерея  (Харбин, Китай), Галерея "Красный квадрат" (Лондон), Балашихинская картинная галерея (МБУК "Картинная галерея" (МО).

Каковкина Галина Александровна - Нижегородский художник, живописец, участник многочисленных художественных выставок и проектов, одна из учредителей творческого объединения художников «Чёрный пруд». Началом её творческой биографии стало участие в областной художественной выставке в 1976г. В течение последующих нескольких лет активно участвует в квартирных выставках художников нонконформистов. В 1987г. на выставке в Москве во Всесоюзном выставочном комплексе (ВДНХ) одна из работ Галины была отмечена медалью. Работает в жанрах пейзажа, натюрморта.

Работы находятся в коллекциях Нижегородского государственного художественного музея, Чувашского государственного художественного музея, Музея изобразительных искусств Республики Марий Эл, Государственного музейно-выставочного фонда «Росизо», Музея пейзажа в Плёсе, Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Новочебоксарского художественного музея, Ульяновского областного художественного музея, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. 

Наталия Панкова Юрьевна -  нижегородская художница, арт-менеджер, магистр искусствоведения. Родилась в Горьком 28 июня 1965 г. Окончила Горьковское художественное училище, Московский экстерный гуманитарный университет и школу публичной политики. С 1988 года участник и организатор выставок в Москве, Нижнем Новгороде, зарубежных проектов в Испании, Люксембурге, Великобритании, Италии, Австрии, Венгрии, Словакии, Финляндии, Китае, Алжире. Персональные выставки в Нижнем Новгороде, Самаре, Чебоксарах, Саранске, Сарове, Москве, Люксембурге, Лондоне, Риме, Вене, Будапеште, Хельсинки, Тампере, Алжире, Аннабе, Константине.В 1995 году — творческая командировка в Париж по приглашению премьер-министра Франции Алена Жюппе. В этом же году — творческая командировка в Испанию - работа над «Испанским циклом» в Барселоне. К числу наиболее значительных принадлежит проект «Конверсия» с участием российских и британских художников. Куратор и участник проекта, проходившего в 1998—2000 гг. в Великобритании при поддержке Российского посольства в Великобритании и Министерства обороны Соединенного Королевства.В 2002 году — серия выставок в Алжире по приглашению Министерства культуры Алжира. В 2003 году — участник арт-конференции в Ко (Швейцария). 2001—2004 годы — автор и куратор художественного проекта «Высокое напряжение», объединившего более 50 авторов и проходившего в залах Нижегородского государственного художественного музея и Нижегородского центрального выставочного комплекса. 2004—2006 годы — персональные выставки «Философия цвета» в российских музеях (Нижегородский государственный художественный музей, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Чувашский государственный художественный музей). 2007 год — участие в аукционе «Доротеум», Вена, Австрия. 2007—2008 годы — персональные выставки «Цвет и ритм» в Вене и Будапеште. 2008 год — персональные выставки «Ритм лета» в Хельсинки и Тампере по приглашению мэра города Тампере. 2009 год — участие в выставке современных художников шести стран. Пекинский музей мирового искусства. Китай. 2011 год — «Игра цвета». Живопись Наталии Панковой. Галерея «Quadrepede». Рим. Италия. 2012—2013 годы — «Праздник цвета». Выставки в Вене, Будапеште и Братиславе.

Работы находятся в собраниях российских и иностранных музеев, в частных коллекциях. 

Волкова Елена Андреева (1915 - 2013) - замечательная наивная художница из города Чугуева начала рисовать в 65 лет, а до этого работала помощником киномеханика на кинопередвижке. Начала писать картины в 60-е годы возрасте 45 лет, несмотря на то, что не имела художественного образования. С.Д. Тарабаров назвал Елену Волкову одной из наиболее интересных художниц в России, работающих в стиле наивного искусства. Работы художницы представляют естественные, приятные вещи, созерцание которых может доставить человеку удовольствие — это различные животные, люди, фрукты, обнаженная натура. Определяющим для Елены Волковой стало знакомство с харьковским художником Василием Ермиловым, одним из родоначальников украинского авангарда. Он первым среди авторитетных профессионалов оценил творчество художницы, стал первым покупателем ее произведений. В конце 60-х — начале 70-х картины Волковой получили известность в Москве, привлекли внимание профессора МГУ, искусствоведа Михаила Алпатова. Первая персональная выставка художницы состоялась в 1973 году в Омске, где она жила несколько лет. Позже Волкова переехала в Москву. С 1974 года она постоянно участвовала в областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Елена Волкова является первой художницей, работающей в жанре наивного искусства, которой устроили персональную выставку в Третьяковской галерее. В международных справочниках наивных художников имя Елены Волковой стоит в одном ряду с Анри Руссо и Нико Пиросманишвили.

Григорьев Василий Васильевич (1914 - 1994) родился в 1914 году в городе Киржаче Владимирской области в семье учителей. Первую картину у него купили в 1928 году еще в Киржаче. В конце 80-х годов на Арбате в Москве его заметили художники и коллекционеры. Василий Григорьев, наивный художник, в своей жизни  успел побывать и художником-оформителем, и председателем колхоза, и директором пионерского лагеря, и литейщиком... На самом же деле он всегда был художником, хотя его первая персональная выставка состоялась только в 1994 году в галерее "Дар" у С.Д. Тарабарова. В том же году его работы были включены галереей в состав российской национальной коллекции на Триеннале наивного искусства "Инсита - 94" в Братиславе. Свободная, не знающая "ученых" правил кисть Григорьева, локальный цвет, "пренебрежение" полутонами и тенями, бесконечные вариации нескольких десятков составляющих композицию условных элементов создают удивительную атмосферу праздничной, яркой красоты, гармонии и цельности мира. Его всегда радостные, "звучные" картины сегодня можно увидеть в музеях и публикациях по наивному искусству.

Дербенёва Анастасия Николаевна (1929 – 2005) родилась в деревне Филимоново Тульской губернии в семье потомственных игрушечников. Первые навыки живописи  получила от бабушки - раскрашивала пасхальные яйца. Анастасия Дербенёва как художница "началась" с того дня, когда писанные маслом «картонки», увидел коллекционер Владимир Мороз. Творчество талантливой наивной художницы оценено первыми лицами Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств им. Пушкина. «Чудесным» её творчество назвала искусствовед Ирина Антонова. "Глядя на работы Дербенёвой, - рассказывает Сергей Тарабаров, -  я всегда вспоминаю знаменитую Серафину из Санлиса. Деребенёва - так же начинала с маленьких картонок и не очень хороших красок; так же легко перешла на большие холсты (и тогда ее талант засверкал во всем великолепии и стал очевиден самой широкой публике); так же заполняла весь холст то ли сакральным растительными орнаментом, то ли священной пляской листьев и цветов во имя Божественной Природы".

Бранковская Вера Игнатьевна (1926 г.р.). Родилась в Белоруссии, Гродненской области. Работала формацевтом. Училась в Заочном Народном Университете Искусств (ЗНУИ, Москва) у педагога А.П. Дурасова, когда было ей уже за 50 лет.  Художница смело берется за все жанры - пейзаж, натюрморт, портрет. Пишет акварелью, гуашью.  Цветы, травы, женские и детские лица, нежнейшие по цвету, структуре и форме, замысловато переплетаясь, гармонично ложатся в большие форматы графических листов, составляя композиционную составляющую. Как многие наивные художники, подробно подписывала свои работы на обратной стороне листа. Некоторые работы сопровождала стихотворными текстами:  "Лето дышит радостью, зацвело ромашками. Собирай в букеты, заплетай их в косы. Хочешь отдохни, парень под берёзками, хочешь почитай, старый партизан. Что война прошла и всё изменилось...Красота одна только сохранилась". Работы художницы переданы в Балашихинскую картинную галерею из ЗНУИ в 2002 году.

Работы находятся в фондах ГРДНТ, МБУК "Картинная галерея" (Балашиха).

Куратор выставки - Сергей Тарабаров.


Просмотров: 1315 | Добавил: galereya | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 Александр Павловский  
0
И Балашиха вошла в нижегородскую область! Блеск

2 Елена  
0
Погода сегодня нам не улыбнулась...Но ВЕСНА в нашем музее сегодня наступила!!! Цветы на полотнах благоухают! Открытие выставочного проекта состоялось! Специально на открытие выставки приехали авторы: из Москвы - Анна Бирштейн, из Нижнего Новгорода - Наташа Панкова и Галина Каковкина. Марина Анатольевна Чернова, заместитель начальника культуры Администрации Городского округа Балашиха, приветствовала собравшихся теплыми словами, да и сама Марина Анатольевна была сегодня по-весеннему хороша! Людмила Королёва "зазвала" к нам Весну прекрасным исполнением народных песен. Поэты из творческого объединения "Новая лира" во главе с Андреем Цуприком-Шатохиным читали стихи о весне, любви и счастье. Выставка будет работать до 1 апреля.

1 Елена  
0
Представляю насколько эта выставка будет яркой - видела работы Панковой на выставках! Смелая, яркая, очень красивая живопись, как и сама художница!

Имя *:
Email *:
Код *: