[Балашихинская картинная галерея ]

 

Выставка-6 

 

"История страны в истории одной семьи"

"Фотограф Императорских театров Д.И. Быстров"

В экспозиции использованы фотографии из архива семьи Быстровых (г. Чкаловск)

 

Экспозиция посвящена истории русской семьи Быстровых, в которой, как в зеркале отразились все драматические события 20 века.

Основатель семьи – Дмитрий Иванович Быстров родился в 1875 году в Зубцовском уезде Тверской области. Крестьянская семья была небогатой, поэтому Дмитрию уже в юношеские годы пришлось отправиться на заработки в Санкт-Петербург. Сменив множество занятий, он, в конце концов, выбрал модную в то время, профессию фотографа. Был призван в армию и благодаря каллиграфическому почерку отслужил два года писарем Главного штаба. 

После армии поступил на работу в фотографическую мастерскую и благодаря своему таланту художника-фотографа и незаурядным предпринимательским способностям в 1908 году стал её владельцем.

В эти годы зарождалась многочисленная семья Быстровых. Дмитрий женился на небогатой, но чрезвычайно привлекательной девушке Екатерине Яковлевне Рыжовой. Один за другим стали появляться дети: сначала 3 мальчика Владимир, Валерьян и Евгений, а затем - две девочки Мария и Зинаида.

Постепенно фотомастерская Д.И. Быстрова приобретала всё большую известность. Дмитрий получил награды четырёх выставок, в том числе Золотую медаль Сельскохозяйственной выставки 1908 года, бронзовую медаль Министерства финансов "За трудолюбие и искусство".

В 1913 году он был причислен к купцам 2-й гильдии. На Невском проспекте были открыты два магазина, торгующие продукцией мастерской. Семья переехала в комфортабельную семикомнатную квартиру в центре Петербурга. В доме появились домашние воспитатели. В 1916 году Дмитрий Иванович занял престижную должность фотографа Императорских театров. Его рабочим местом стала мастерская в Мариинском театре.

Так за два дореволюционных десятилетия из простого деревенского паренька вырос не только признанный мастер художественной фотографии, но и успешный предприниматель – хозяин известной в столице фотомастерской.

Революционные события 1917 года не сразу, но неуклонно стали менять жизнь семьи. В 20-х годах в квартире Быстровых было проведено «уплотнение» – из семи комнат им оставили только три. Для поддержания «на плаву» фотомастерской пришлось выполнять массовые заказы на увеличение портретов вождей и групповых фотографий советских работников, но и это не помогло. В 1923 году мастерскую пришлось закрыть. Правда, всем детям удалось в этот период благополучно окончить школу и поступить в высшие учебные заведения. Но Дмитрий Иванович не перенёс потери любимого дела и скончался в 1927 году на 53 году жизни.

В настоящее время многочисленные фотоработы Д.И. Быстрова - фотографии актёров, сцен из спектаклей, находятся в театральных музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Существует и многочисленная коллекция семейных фотографий.

Тридцатые годы принесли семье ещё большие несчастья. В 1932 были арестованы и обвинены в антисоветской деятельности сыновья – старший - Владимир и младший - Евгений. Одному определили 10, а другому 3 года лагерей. Валерьян оставался на свободе, но ежедневно ожидал ареста. Младшая дочь Зина тяжело заболела, у неё был обнаружен туберкулёз, который тогда не умели правильно лечить. Старшая дочь Мария неудачно вышла замуж и вскоре вернулась домой.

Главой семьи после смерти мужа стала мама - Екатерина Яковлевна Быстрова. Она мужественно переносила все несчастья, писала во всевозможные инстанции о невиновности сыновей, ухаживала за больной дочерью. К тому же, после окончания сроков заключения Владимир и Евгений не смогли вернуться домой, им было запрещено жить в крупных городах СССР.

1941 год особенно трагичен и памятен для семьи Быстровых. За несколько дней до начала Великой Отечественной войны умерла младшая дочь Зина. В сентябре началась блокада Ленинграда, город стал подвергаться регулярным обстрелам и бомбардировкам, постепенно надвигался голод.

Перед войной Владимиру удалось перебраться в Ленинград. Как талантливого математика его приняли в аспирантуру одного из ВУЗов. В армию его не призвали из-за судимости. Выйдя из дома в один из ноябрьских дней 1941 года, он пропал. Через месяцы бесплодных ожиданий стало ясно, что он погиб при неизвестных обстоятельствах.

Блокаду переживали втроём. Мария работала в детском саду воспитателем, а Екатерина Яковлевна – кухаркой. Валерьян в августе 1941 года был мобилизован в народное ополчение, но на фронт не попал. Армейское начальство решило оставить его в городе и использовать в качестве опытного киномеханика для показа фильмов по военным госпиталям. Однако в 1943 году после окончания курсов младших лейтенантов он был отправлен на советско-финский фронт командиром пулемётного взвода.

После войны поредевшая семья Быстровых понемногу стала приходить в себя. Валерьян вернулся в свою лабораторию в Институте Экспериментальной медицины, в котором начал работать еще до войны, женился, и в 1948 году у него родился сын Пётр.

Мария устроилась преподавателем иностранного языка в один из ВУЗов. Только Евгению пришлось очень долго обивать пороги различных кабинетов для того, чтобы вернуться в Ленинград. Когда всё, наконец, устроилось, он стал сотрудником НИИ радиационной гигиены.

Тридцать послевоенных лет для второго поколения семьи Быстровых прошли в трудах. Валерьян стал признанным в СССР и за рубежом специалистом в области оптической микроскопии. Используя метод микрокиносъёмки, он снял несколько научных фильмов, получивших признание в научных кругах. Евгений защитил диссертацию, посвящённую вопросам защиты человека от радиации. Мария до выхода на пенсию учила студентов немецкому языку.

Екатерина Яковлевна, прожила большую жизнь. Она скончалась в 1975 году в возрасте 90 лет. Оставшись вдовой в 42 года, потеряв сына и дочь, пережив Блокаду, она до последних дней оставалась хозяйкой дома, непререкаемым авторитетом для своих детей.

Последние годы жизни второго поколения семьи Быстровых отравил проклятый «квартирный вопрос». Всю жизнь они прожили в комнатах старой отцовской квартиры, однако после смерти Валерьяна в 1982 году их опять «уплотнили», отобрав одну из комнат. Потом вовсе переселили в другую квартиру, где Евгений и Мария один за другим ушли из жизни в 1996 году.

В семье Быстровых была одна запретная тема – гибель старшего брата Владимира. На настойчивые вопросы родственников всегда следовал один и тот же ответ: «Ушёл из дома и не вернулся».

Эта семейная тайна была раскрыта только в 21 веке. С помощью компетентных органов удалось установить, что Владимир Дмитриевич Быстров был арестован по ложному обвинению в ноябре 1941 года и приговорён к высшей мере наказания - расстрелу, приговор был приведён в исполнение 28 декабря того же года. Такова была обычная практика того времени – власти осаждённого города таким радикальным образом избавлялись от людей, в прошлом имеющих судимости по политическим статьям.

По всей видимости, семья догадывалась о случившемся, но все 40 послевоенных лет Быстровы не делали никаких попыток установить истину. Страх, испытанный ими в годы репрессий, был настолько велик, что они предпочли оставаться в неведении, чем обращаться за разъяснениями в какие-либо инстанции.

Единственный представитель третьего поколения семьи Быстровых – Пётр Валерьянович окончил в 1973 году Военно-космическую академию, защитил диссертацию по специальной тематике, служил в космических войсках, затем продолжил службу в научно-исследовательских организациях Министерства обороны, в том числе в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.

В 20 веке выросло и четвёртое поколение семьи Быстровых - Никита Петрович и Глеб Петрович. Оба окончили Российский Государственный Гуманитарный университет, оба защитили кандидатские диссертации. В настоящее время уже живёт и набирается сил пятое поколение семьи – Анастасия Глебовна и Демьян Никитич Быстровы, но это уже история 21 века.

Ф.И. Шаляпин в роли "Мельника" в опере А.С Даргомыжского "Русалка"

Фрагмент экспозиции

Открытие выставки 17 декабря 2017 года

Дмитрий Иванович и Екатерина Яковлевна Быстровы 1912 год

Семья Быстровых, внук Дмитрия Ивановича, Пётр Валерианович стоит третий слева, декабрь 2017 года

Фрагмент экспозиции

Борцы чемпионата французской борьбы. Россия. Приблизительно 1910 годы. Впереди стоит Константин Степанов. Сидит во втором ряду, третий слева, Иван Лебедев. В какой студии сделан общий снимок неизвестно, но судя по следующим снимкам можно понимать, что это сделано в студии Быстрова.

  

  

Николай Алексеевич Тиханов (Быков), (1892-1937) - борец, чемпион, ученик И.В.Лебедева - (Дяди-Вани), ростом 3 аршина, 1 вершок (217,8-см)

открытие выставки 17 декабря 2017 года.

 



Выставка-5  "Солженицын - фотограф".


В предверии 100-летия Александра Исаевича Солженицына (род.11 декабря 1918) — русского писателя, драматурга, публициста, поэта, общественного и политического деятеля, 17 октября 2017 года в Картинной галерее Балашихи открылась выставка "Солженицын - фотограф". Экспозицию предоставил Дом русского зарубежья им. А.Солженицына.
Александр Солженицын не был профессиональным фотографом. Освоением фотоискусства он занимался самостоятельно в годы «вечной» ссылки в казахском ауле Кок-Терек (1953–1956), куда был отправлен машиной МГБ после двенадцати лет тяжелых жизненных испытаний, фронта, тюрем, каторжного лагеря. Фотоаппарат ссыльный школьный учитель приобрел с целью облегчить конспиративное хранение плодов своего тайного литературного труда. Осваивая технику фотографии, Солженицын делал зарисовки окружавшей его жизни: пейзажи, бытовые сценки, портреты. По возвращении писателя в Среднюю Россию его фотоальбом пополнился картинами летних путешествий, в которых рождались Крохотки 1960-х. На выставке представлены репродукции фотографий из архивов А.И. Солженицына и его ссыльного товарища Н.И. Зубова. Оригиналы сделаны дальномерным фотоаппаратом «Зоркий» (выпускался в СССР до 1956 года), отпечатки черно-белые, формат 6×9 см. На обороте присутствуют рукописные комментарии Солженицына, некоторые из них приводятся факсимильно. Выставка сопровождается видеорядом фотографий и демонстрацией документальных фильмов о А. Солженицыне. Выставка "Солженицын - фотограф" представлена в рамках фотопроекта "1917-2017. СТО ЛЕТ". С экспозицией можно ознакомиться в зале фото-мультимедиа.

 


 

Выставка-4  "Рождённые в СССР"

Экспозиция «Рожденные в СССР» - четвертая глава проекта «1917 – 2017. СТО ЛЕТ», продолжающая повествование о вековой истории России глазами фотожурналистов, фотокорреспондентов, фотохудожников. Мы представляем нашу страну в этой выставке через объектив фотоаппаратов Дегтярёва Александра Ростиславовича, Томаса Тейлора Хэммонда и студентов заочного народного университета искусств (ЗНУИ). Фотовыставка дополнена документальным фильмом «Рождённые в СССР», съемки которого начались в 1989 году телекомпанией «Останкино» совместно с британской телекомпанией Granada Television. Проект был задуман классиком английской документалистики Майклом Аптедом. От СССР к работе был подключён Сергей Мирошниченко, который отобрал 20 семилетних детей из разных уголков СССР разного социального статуса. Через каждые 7 лет Мирошниченко снимает новый фильм с уже повзрослевшими героями, прослеживая, таким образом, их взросление и изменения в среде их существования. В 2008 году фильм стал обладателем трёх премий Российского кинематографа: «Ника», «Золотой орёл» и «Сталкер». По состоянию на 2012 год были сняты 4 фильма, в которых его участникам было по 7, 14, 21 и 28 лет.

Несколько слов об авторах фотографий.

Foto (8)_1

Дегтярёв Александр Ростиславович, журналист, преподаватель. Начал фотографировать в 1951 году. Внештатный журналист и рекламист с 1965 года в газетном издательстве «Московская правда», а также сотрудник газет, выпускаемых в Москве. Штатный сотрудник телестудии «Химки ТВ» с 1992 году по 1998 год. Преподаёт фотографию, рекламу, журналистику, производство видеофильмов в институтах России более 30 лет. Разработал научно обоснованную теорию и практику заполнение картинной плоскости в изобразительном искусстве. Выпустил учебное пособие «Изобразительные средства рекламы» в 2006 году. С 1998 года по 2014 вышло 4 издания учебных пособий по фотокомпозиции. Участник многих российских и зарубежных фотовыставок. На выставке представлены снимки разных лет.

 

img933Томас Тэйлор Хаммонд (1920-1993) был профессором истории в Университете Вирджинии (с 1949 по 1991) и основателем там Центра российских и восточно-европейских исследований. Он специализировался на изучении советской внешней политики, особенно в отношении экспансии коммунистической идеологии, но также в значительной степени курировал в университете разработку и ведение комплексной программы исследования СССР, включая экономику, государственное управление, международные отношения, языки, литературу, музыку и т.д. Хаммонд был настоящим Воином холодной войны, "одним из многочисленных ученых, которые пережили времена холодной войны и всегда думали о взаимоотношениях с Советским Союзом с точки зрения войны. Было целое поколение этих профессоров, которые начали преподавать о России в 1950-е годы. Хаммонд большое внимание уделял фотографированию в своих поездках, используя затем полученный фотоматериал для лекций и статей. На выставке представлены снимки СССР 1950-х-1960-хг.г.

htmlimage

Заочный народный университет искусств (ЗНУИ) – старейшее и единственное в своём роде учебное заведение, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, ведущий свою историю с 1934 года. Народный Университет подарил миру целое созвездие самобытных художников: И. Селиванова, С. Степанова, П. Леонова, Э. Мильтс, А. Тяпкину и многих других. Подлинно народный, органично связанный со всеми регионами России, он играет важную роль в общественной жизни и занимает достойное место в социальной сфере нашего государства. Фотовыставки студентов университета пользуются популярностью у зрителя, так как жизнь нашей страны отражена в их работах с особой теплотой и неподдельной искренностью. На выставке представлены работы 1980-х – 1990-х г.г.

 

Куратор проекта: директор МБУК «Картинная галерея» Е.В. Елистратова

 


 

Выставка-3 "Великая Отечественная"

В рамках Проекта "1917-2017. СТО ЛЕТ" была представлена новая экспозиция посвящённая "Великой Отечественной войне". В экспозицию вошли фотографии фронтовых фотографов Василия Федосеева, Всеволода Тарасевича, Евгения Халдея, Виктора Тёмина и других авторов, всего 16 фотографов снимавших  войну. Так же представлена фотовыставка молодых фотографов Балашихи "ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ" (Проект "ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"), Марии Арсиной, Лады Черненко, Алёны Спиньша, Марии Силантьевой. Которые сфотографировали наших дорогих ветеранов: Сорокину Анну Григорьевну, Павловского Александра Михайловича, Шепелева Ивана Дмитриевича, Давыдову Анну Андреевну, Тихомирова Александра Сергеевича, Пудова Николая Петровича, Мурысина Александра Ивановича, Шилкина Николая Иосифовича, Буриличива Виталия Ивановича, Громову Марию Степановну, Добровольского Ивана Леонтьевича, Красносельцева Илью Тимофеевича, Болткова Андрея Михайловича, Сухареву (Бочарова) Полину Феоктистовну, Иванова Фёдора Ивановича, Мокренко Михаила Никифоровича, Добровольского Ивана Андреевича, Пивоварова Леонида Захаровича, Суворовая Николая Ефимовича, Бородихина Геннадия Семёновича. Экспозиция посвящена Дню ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, в память погибших и в честь победивших и живущих.

на видео выступает зам. начальника Управления культуры Марина Анатольевна Чернова 2017 год

Апрель 2017 года.

Сухарева Полина Феоктистовна рассказывает о своей судьбе на фронте.

Красносельцев Илья Тимофеевич рассказывает о начале войны.

 


Выставка-2  «1917-2017. 100 лет»

                                                                            

10 марта состоялось открытое заседание научно-методического совета МБУК «Картинная галерея». Было заслушено ТЭП (текстово-экспозиционное пояснение) ко второй выставке Проекта «1917-2017.100 лет». В экспозиции представлены работы фотографов начала XX века: С.М.Прокудина-Горского-пионера цветной фотографии в России, А.О.Карелина - основоположника жанра художественной фотографии, члена Русского фотографического общества, М.П.Дмитриева - нижегородского фотографа, зачинателя российской публицистической фотожурналистики, С.А.Лобовикова фотохудожника, председателя Вятского фотографического общества, почётного действительного члена Русского фотографического общества, а также Я.Штейнберга, М.Шерлинга, Н.Андреева, Н.Свищова-Паола, А.Гринберга, А.Штеренберга, А.Шайхета, Б.Игнатовича, И.Шагина, и другие.


Выставка-1  «1917-2017. 100 лет»

«Подготовка к грандиозной дате,

столетию Великой русской революции,

будет пронизывать всю научную мысль и

многие научные дискуссии в ближайшее время…».

 

В. Мединский.

Проект «1917 – 2017. СТО ЛЕТ»

В 2017 году исполняется 100 лет со дня Великой социалистической революции 1917 года. Года, который в корне изменил судьбу России и мира. В советское время эти события трактовались однозначно, но после распада СССР начался пересмотр отношения к историческим фактам и героям тех событий.

Какие бы оценки этого исторического события в судьбе России мы не давали, ни одна из них не отражает всей сложности и противоречивости, как самой революции, так и последовавших за ней исторических событий.

Период 1917 года внёс значительные коррективы в духовную жизнь страны.  Большинство представителей русской интеллигенции с воодушевлением встретили начало революции. Они сравнивали её с  очистительной  бурей, которая должна была смести все прогнившее и омертвевшее в жизни, в искусстве и открыть путь созидательной работе.  Вдохновленная  идеей  служения  народу,  интеллигенция  готова  была трудиться для его просвещения и блага. Революционные события повлияли  на  творчество  многих  русских  писателей,  композиторов,  художников России. Революционный взрыв в России вызвал у русской художественной интеллигенции различные оценки, но при всей их противоречивости, нельзя не признать особого влияния революции на русскую художественную культуру.

Картинная галерея городского округа Балашиха запускает проект «1917 – 2017. Сто лет», который продемонстрирует зрителю более 1000 снимков конца XIX – начала XXI веков.

Многие из фотографий будут опубликованы впервые: снимки улиц советских городов, сел, деревень, портреты рабочих, крестьян, известных людей культуры и искусства, этапы великих строек и «тяжелых» периодов истории нашей Родины.

Проект «1917 – 2017. Сто лет» не ставит перед собой задачу давать какие бы то ни было оценки столетней истории России.

Цель проекта - наглядным способом, с помощью самого точного вида искусства – фотографии -  напомнить о главных исторических этапах России. Объединить фотографии из музеев, архивов и частных коллекций на одной площадке, дав посетителям Картинной галереи доступ к ним.

Уже в январе 2017 года экспонировалась фотовыставка «Семейный портрет», в которой были объединены фотографии разных лет.

Проект основан на фотоматериалах  из личных архивов Л.Д. Курского, А.Р.Дегтярёва, частных коллекций и музейного фонда Картинной галереи.

Проект содержит несколько тем, освещающих основные, на наш взгляд, периоды в жизни России:

- Семейный портрет – январь,

- Революция и Гражданская война – февраль,

- НЭП и социалистическое строительство - март,

- Коллективизация, Репрессии - апрель,

- Великая Отечественная война - май,

- Оттепель, Освоение космоса и целины - сентябрь,

- Эпоха застоя - октябрь,

- Перестройка - ноябрь,

- XXI век - декабрь.

 

 

Кураторы проекта –

Е.В. Елистратова, директор МБУК «Картинная галерея», член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, секция дпи,

С.Ф. Анохин, заведующий отделом выставок МБУК «Картинная галерея»,

А.Р. Дегтярёв – доцент факультета фото-видео мастерства ЗНУИ, член Союза журналистов Москвы, член творческого Союза Художников РФ.

Л.Д. Курский – член творческого Союза «Фотоискусство» Federation Internationale-de l`art Photografique FIAP (международная федерация фотографического искусства),

И. Зубарева - фотожурналист, член Союза журналистов России, заслуженный работник печати Московской области,

Ю.Б. Маркевич - кандидат технических наук, доцент академии приборостроения и информатики,

Е. Несмеянова - IT-специалист в ПАО «Криогенмаш», выпускник ППП «Фотожурналистика» МГУ им. Ломоносова, член ТСХР, секция артфото.