[Балашихинская картинная галерея ]

Экспозиция «Рожденные в СССР» - четвертая глава проекта «1917 – 2017. СТО ЛЕТ», продолжающая повествование о вековой истории России глазами фотожурналистов, фотокорреспондентов, фотохудожников. Мы представляем нашу страну в этой выставке через объектив фотоаппаратов Дегтярёва Александра Ростиславовича, Томаса Тейлора Хэммонда и студентов заочного народного университета искусств (ЗНУИ). Фотовыставка дополнена документальным фильмом «Рождённые в СССР», съемки которого начались в 1989 году телекомпанией «Останкино» совместно с британской телекомпанией Granada Television. Проект был задуман классиком английской документалистики Майклом Аптедом. От СССР к работе был подключён Сергей Мирошниченко, который отобрал 20 семилетних детей из разных уголков СССР разного социального статуса. Через каждые 7 лет Мирошниченко снимает новый фильм с уже повзрослевшими героями, прослеживая, таким образом, их взросление и изменения в среде их существования. В 2008 году фильм стал обладателем трёх премий Российского кинематографа: «Ника», «Золотой орёл» и «Сталкер». По состоянию на 2012 год были сняты 4 фильма, в которых его участникам было по 7, 14, 21 и 28 лет.

Несколько слов об авторах фотографий.

Foto (8)_1

Дегтярёв Александр Ростиславович, журналист, преподаватель. Начал фотографировать в 1951 году. Внештатный журналист и рекламист с 1965 года в газетном издательстве «Московская правда», а также сотрудник газет, выпускаемых в Москве. Штатный сотрудник телестудии «Химки ТВ» с 1992 году по 1998 год. Преподаёт фотографию, рекламу, журналистику, производство видеофильмов в институтах России более 30 лет. Разработал научно обоснованную теорию и практику заполнение картинной плоскости в изобразительном искусстве. Выпустил учебное пособие «Изобразительные средства рекламы» в 2006 году. С 1998 года по 2014 вышло 4 издания учебных пособий по фотокомпозиции. Участник многих российских и зарубежных фотовыставок. На выставке представлены снимки разных лет.

 

img933Томас Тэйлор Хаммонд (1920-1993) был профессором истории в Университете Вирджинии (с 1949 по 1991) и основателем там Центра российских и восточно-европейских исследований. Он специализировался на изучении советской внешней политики, особенно в отношении экспансии коммунистической идеологии, но также в значительной степени курировал в университете разработку и ведение комплексной программы исследования СССР, включая экономику, государственное управление, международные отношения, языки, литературу, музыку и т.д. Хаммонд был настоящим Воином холодной войны, "одним из многочисленных ученых, которые пережили времена холодной войны и всегда думали о взаимоотношениях с Советским Союзом с точки зрения войны. Было целое поколение этих профессоров, которые начали преподавать о России в 1950-е годы. Хаммонд большое внимание уделял фотографированию в своих поездках, используя затем полученный фотоматериал для лекций и статей. На выставке представлены снимки СССР 1950-х-1960-хг.г.

htmlimage

Заочный народный университет искусств (ЗНУИ) – старейшее и единственное в своём роде учебное заведение, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, ведущий свою историю с 1934 года. Народный Университет подарил миру целое созвездие самобытных художников: И. Селиванова, С. Степанова, П. Леонова, Э. Мильтс, А. Тяпкину и многих других. Подлинно народный, органично связанный со всеми регионами России, он играет важную роль в общественной жизни и занимает достойное место в социальной сфере нашего государства. Фотовыставки студентов университета пользуются популярностью у зрителя, так как жизнь нашей страны отражена в их работах с особой теплотой и неподдельной искренностью. На выставке представлены работы 1980-х – 1990-х г.г.

 

Куратор проекта: директор МБУК «Картинная галерея» Е.В. Елистратова

 


"Великая Отечественная"

В рамках Проекта "1917-2017. СТО ЛЕТ" была представлена новая экспозиция посвящённая "Великой Отечественной войне". В экспозицию вошли фотографии фронтовых фотографов Василия Федосеева, Всеволода Тарасевича, Евгения Халдея, Виктора Тёмина и других авторов, всего 16 фотографов снимавших  войну. Так же представлена фотовыставка молодых фотографов Балашихи "ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ" (Проект "ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"), Марии Арсиной, Лады Черненко, Алёны Спиньша, Марии Силантьевой. Которые сфотографировали наших дорогих ветеранов: Сорокину Анну Григорьевну, Павловского Александра Михайловича, Шепелева Ивана Дмитриевича, Давыдову Анну Андреевну, Тихомирова Александра Сергеевича, Пудова Николая Петровича, Мурысина Александра Ивановича, Шилкина Николая Иосифовича, Буриличива Виталия Ивановича, Громову Марию Степановну, Добровольского Ивана Леонтьевича, Красносельцева Илью Тимофеевича, Болткова Андрея Михайловича, Сухареву (Бочарова) Полину Феоктистовну, Иванова Фёдора Ивановича, Мокренко Михаила Никифоровича, Добровольского Ивана Андреевича, Пивоварова Леонида Захаровича, Суворовая Николая Ефимовича, Бородихина Геннадия Семёновича. Экспозиция посвящена Дню ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, в память погибших и в честь победивших и живущих.

на видео выступает зам. начальника Управления культуры Марина Анатольевна Чернова 2017 год

Апрель 2017 года.

Сухарева Полина Феоктистовна рассказывает о своей судьбе на фронте.

Красносельцев Илья Тимофеевич рассказывает о начале войны.

 


В рамках проекта "Революция 100 лет", будет представлена новая экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне 1941- 1945 г.г. На выставке будет представлены работы фронтовых мастеров Советской фотографии:

Василий Федосеев  1913 – 1973

Василий Гаврилович Федосеев — фотокорреспондент ЛенТАСС с 1939 г. Принимал участие в войне с Финляндией. Во время Великой Отечественной войны снимал блокадный Ленинград; автор большого количества снимков, запечатлевших будни блокадного Ленинграда, героизм его граждан, их труд и быт. После войны работал в Совинформбюро и в фотохронике ЛенТАСС; участник и лауреат всесоюзных фотовыставок.


Всеволод Тарасевич  1919 – 1998

Всеволод Сергеевич Тарасевич начал публиковать снимки в газетах «Смена» и «Ленинградская правда», ещё учась в Ленинградском электротехническом институте. С 1940 года — фотокорреспондент фотохроники ЛенТАСС. С начала войны — фотокорреспондент политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронтов. Наиболее значительная работа военного периода — серия снимков «Ленинград в блокаде» (1941—1943 гг).


Георгий Зельма  1906 – 1984

Георгий Анатольевич Зельма (настоящая фамилия Зельманович) — фотокорреспондент «Известий», «Огонька», «Красной Звезды» и других изданий в 1920-30-х годах, военный фотокорреспондент газеты «Известия». Работал на передовых в Молдавии, Одессе и на Украине. Его самые известные фотографии сделаны во время битвы за Сталинград, где фотограф создал хронику боев за город. После войны Георгий Зельма работал в журнале «Огонек», а с 1962 года — в агентстве «Новости».


Георгий Угринович 1910 -1989

Георгий Иванович Угринович работал в журнале «Украина» в Киеве. Во время Великой Отечественной войны служил военным корреспондентом ТАСС по Украине, сделал большое количество фотографий, посвященных освобождению Украины от германских захватчиков. После окончания войны работал внештатным корреспондентом в издательстве «Мистецтво».


Давид Трахтенберг1906 - 1980 

Давид Михайлович Трахтенберг начал работать в Ленинграде; по образованию он был художником и в своей работе часто использовал фотографию, затем начал снимать сам. В конце 1930-х годов он стал фотокорреспондентом «Ленинградской правды». В годы войны вел подробную фотолетопись блокады родного города. Он — автор уникальной фотосерии «Прорыв Ленинградской блокады». В послевоенное время продолжал работать в газете «Ленинградская правда», по заданию ряда издательств Москвы и Ленинграда выполнял съемки для книг и альбомов.


Евгений Халдей 1917 – 1997

Евгений Ананьевич Халдей с 18 лет стал работать фотокорреспондентом, с 1939 года представлял «Фотохронику ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи о Алексее Стаханове. Великую Отечественную войну прошел от первого до последнего дня, сделав огромное количество фотографий, многие из которых стали знаменитыми (в том числе и один из символов Победы — фото «Знамя Победы над Рейхстагом»). Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Снял циклы фотографий о жизни североморцев и моряков Черноморского флота, Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейстагом, подписание акта капитуляции Германии, Нюрнбергский процесс.


Марк Марков-Гринберг 1907 - 2006

Марк Борисович Марков-Гринберг с 1930 года работал в ТАСС, но в сентябре 1941 года был отправлен на фронт просто рядовым. Только в июле 1943 года был направлен политотделом армии корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца». После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в «Красноармейской иллюстрированной газете».


Марк Редькин1908 – 1987

Марк Степанович Редькин — фотокорреспондент с 1934 года. В 1934—1941 годах был фотокорреспондентом газеты Ленинградского военного округа и Балтийского флота «Красная звезда», фотохроники ТАСС. В годы Великой Отечественной войны — сначала корреспондент фотохроники ТАСС, а затем — газеты «Фронтовая иллюстрация». Снимал на многих фронтах. После победы над Германией снимал войну с Японией. В послевоенное время — корреспондент фотохроники ТАСС, журнала «Советский Союз», издательства «Планета».


Эммануил Евзерихин 1911 - 1984

Эммануил Ноевич Евзерихин сделал много знаменитых фотографий еще до войны, снимая события тех лет и многих знаменитостей: М. Горького, М. Калинина, В. Чкалова, М. Громова. С началом войны стал корреспондентом ТАСС. С камерой прошел всю войну, снимая на многих фронтах — освобождение Донбасса, Минска, Варшавы, Кенигсберга, Праги. Особую известность получил сталинградский цикл его фотографий.


Александр Устинов 1909 – 1995

Александр Васильевич Устинов с середины тридцатых годов работал фотокорреспондентом в газетах «Красный воин» и Красная звезда». В годы войны был фронтовым фотокорреспондентом газеты «Правда». Фотографировал в знаменитый парад 7 ноября 1941 года Москве, бои на Волховском, Западном, Юго-Западном, Ленинградском, Сталинградском, Брянском, 1, 2, 4-м Украинских фронтах. Снимал действия партизанских соединений в тылу врага, встречу советских и американских войск на Эльбе 25 апреля 1945 г.После войны продолжил работать корреспондентом газеты «Правда».


Борис Кудояров 1898 – 1973

Борис Павлович Кудояров родился в 1898 году в Ташкенте. Окончил дореволюционную гимназию. В 1917-1920 годах служил в Красной Армии. Будучи фотолюбителем, стал активно снимать спортивные соревнования. В 1925 году начал работать фоторепортером в журнале «Физкультура и спорт», с 1926 года трудился в агентстве Руссфото, впоследствии - Унионфото, с 1931 года - фотокорреспондент агентства Союзфото. В 1933 году стал фоторепортером газеты «Известия», а через несколько лет - «Комсомольской правды». В годы Великой Отечественной войны он военный фотокорреспондент этой газеты. Провел 900 блокадных дней в Ленинграде, его снимки о героической обороне города регулярно публиковались в центральных изданиях. Ленинградский цикл Б. Кудоярова вошел в классику военного фоторепортажа. В послевоенные годы трудился фотокорреспондентом «Комсомольской правды». Погиб в творческой командировке в Среднюю Азию в 1973 году в автокатастрофе.


Дмитрий Бальтерманц  1912 - 1990

Дмитрий Николаевич Бальтерманц был фотокорреспондентом газеты «Известия», снимал для нее репортажи о строительстве противотанковых укреплений под Москвой, обороне Крыма, Сталинградской битве. В 1942 году из-за ошибки редактора (опубликовали фотографию подбитых не немецких, а английских танков, бывших на вооружении Красной Армии), ответственность за которую была возложена именно на автора фото, Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон. В результате ранения ему ампутировали ногу. Пролежав в госпиталях до 1944 года, Дмитрий вернулся на фронт фотокорреспондентом армейской газеты «На разгром врага». После войны, имея ордена, медали и огромное количество фронтовых фотографий, подвергался притеснениям, пока наконец его не приняли в «Огонек», где в 1965 году он возглавил фотослужбу и проработал там до самой смерти.


МАКС АЛЬПЕРТ 1899 -1980

Макс Владимирович Альперт работал в газете «Правда», где снимал портреты практически всех крупных советских и многих зарубежных политиков, военных и писателей. Во время Великой Отечественной войны был корреспондентом ТАСС и Совинформбюро, работал как в тылу, так и на фронте, в боевой обстановке. Самая знаменитая его фотография — «Комбат», ставшая одним из советских символов этой войны. В послевоенные годы сотрудничал с разными изданиями. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости»


Аркадий Шайхет 1898 – 1959

Аркадий Самойлович Шайхет c 1924 года фотографировал для журналов «Огонек», «СССР на стройке», «Наши достижения», создав фотолетопись первых пятилеток. Во время Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты «Фронтовая иллюстрация». Много снимал военные действия на разных фронтах, в том числе под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, при взятии Берлина. В послевоенные годы снова работал в журнале «Огонек».


Виктор Темин 1908 – 1987

Виктор Антонович Темин — фотокорреспондент с конца двадцатых годов. Работал в газете «Красная Татария», потом в газете «Правда». В историю советской журналистики вошел как один из самых оперативных фотокорреспондентов. В годы Великой Отечественной войны снимал на разных фронтах, фотографировал с самолета Знамя Победы над рейхстагом и оперативно доставил снимок в Москву для публикации в «Правде». Позднее на крейсере «Миссури» зафиксировал подписание Акта о капитуляции Японии. Был корреспондентом «Правды» на Нюрнбергском процессе. Награжден тремя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями. Заслуженный работник культуры РСФСР.


Иван Шагин 1904 – 1982

Иван Михайлович Шагин, фотокорреспондент газеты «Комсомольская правда», во время Великой Отечественной войны Шагин работал военным фотокорреспондентом, снимал от первого до последнего дня — от объявления о нападении Германии на Советский Союз и работы в тылу до подписания капитуляции в Берлине в мае 1945 года. Автор многих известных военных фотографий. После окончания войны продолжал работать в «Комсомольской правде».

Экспозиция откроется 28 апреля 2017 года


Проект «1917-2017. 100 лет»

10 марта состоялось открытое заседание научно-методического совета МБУК «Картинная галерея». Было заслушено ТЭП (текстово-экспозиционное пояснение) ко второй выставке Проекта «1917-2017.100 лет». В экспозиции представлены работы фотографов начала XX века: С.М.Прокудина-Горского-пионера цветной фотографии в России, А.О.Карелина - основоположника жанра художественной фотографии, члена Русского фотографического общества, М.П.Дмитриева - нижегородского фотографа, зачинателя российской публицистической фотожурналистики, С.А.Лобовикова фотохудожника, председателя Вятского фотографического общества, почётного действительного члена Русского фотографического общества, а также Я.Штейнберга, М.Шерлинга, Н.Андреева, Н.Свищова-Паола, А.Гринберга, А.Штеренберга, А.Шайхета, Б.Игнатовича, И.Шагина, А. Шишкина.
Выставка посвящена самым трудным и напряженным годам - 1910-ым – 1920-ым, временам первых двух революций, становления советского правительства, гражданской войне, голодомору, волне первой русской эмиграции. 
В экспозицию включены предметы из личной коллекции Л.Д. Курского – члена творческого Союза «Фотоискусство» Federation Internationale-de l`art Photografique FIAP, семьи Быстровых (г.Чкаловск).
Экскурсию по выставке будет проводить научный сотрудник А.В.Мелентьева.
 Обращаем внимание учителей, преподавателей истории и мировой культуры школ, училищ, техникумов, ВУЗов. Выставка будет работать до конца апреля.

 


 

«Подготовка к грандиозной дате,

столетию Великой русской революции,

будет пронизывать всю научную мысль и

многие научные дискуссии в ближайшее время…».

В. Мединский.

 

 

Проект «1917 – 2017. СТО ЛЕТ»

В 2017 году исполняется 100 лет со дня Великой социалистической революции 1917 года. Года, который в корне изменил судьбу России и мира. В советское время эти события трактовались однозначно, но после распада СССР начался пересмотр отношения к историческим фактам и героям тех событий.

Какие бы оценки этого исторического события в судьбе России мы не давали, ни одна из них не отражает всей сложности и противоречивости, как самой революции, так и последовавших за ней исторических событий.

Период 1917 года внёс значительные коррективы в духовную жизнь страны.  Большинство представителей русской интеллигенции с воодушевлением встретили начало революции. Они сравнивали её с  очистительной  бурей, которая должна была смести все прогнившее и омертвевшее в жизни, в искусстве и открыть путь созидательной работе.  Вдохновленная  идеей  служения  народу,  интеллигенция  готова  была трудиться для его просвещения и блага. Революционные события повлияли  на  творчество  многих  русских  писателей,  композиторов,  художников России. Революционный взрыв в России вызвал у русской художественной интеллигенции различные оценки, но при всей их противоречивости, нельзя не признать особого влияния революции на русскую художественную культуру.

Картинная галерея городского округа Балашиха запускает проект «1917 – 2017. Сто лет», который продемонстрирует зрителю более 1000 снимков конца XIX – начала XXI веков.

Многие из фотографий будут опубликованы впервые: снимки улиц советских городов, сел, деревень, портреты рабочих, крестьян, известных людей культуры и искусства, этапы великих строек и «тяжелых» периодов истории нашей Родины.

Проект «1917 – 2017. Сто лет» не ставит перед собой задачу давать какие бы то ни было оценки столетней истории России.

Цель проекта - наглядным способом, с помощью самого точного вида искусства – фотографии -  напомнить о главных исторических этапах России. Объединить фотографии из музеев, архивов и частных коллекций на одной площадке, дав посетителям Картинной галереи доступ к ним.

Уже в январе 2017 года экспонировалась фотовыставка «Семейный портрет», в которой были объединены фотографии разных лет.

Проект основан на фотоматериалах  из личных архивов Л.Д. Курского, А.Р.Дегтярёва, частных коллекций и музейного фонда Картинной галереи.

Проект содержит несколько тем, освещающих основные, на наш взгляд, периоды в жизни России:

- Семейный портрет – январь,

- Революция и Гражданская война – февраль,

- НЭП и социалистическое строительство - март,

- Коллективизация, Репрессии - апрель,

- Великая Отечественная война - май,

- Оттепель, Освоение космоса и целины - сентябрь,

- Эпоха застоя - октябрь,

- Перестройка - ноябрь,

- XXI век - декабрь.

Кураторы проекта –

Е.В. Елистратова, директор МБУК «Картинная галерея», член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, секция дпи, 

С.Ф. Анохин, заведующий отделом выставок МБУК «Картинная галерея»,

А.Р. Дегтярёв – доцент факультета фото-видео мастерства ЗНУИ, член Союза журналистов Москвы, член творческого Союза Художников РФ.

Л.Д. Курский – член творческого Союза «Фотоискусство» Federation Internationale-de l`art Photografique FIAP (международная федерация фотографического искусства),

И. Зубарева - фотожурналист, член Союза журналистов России, заслуженный работник печати Московской области,

Ю.Б. Маркевич - кандидат технических наук, доцент академии приборостроения и информатики,

Е. Несмеянова - IT-специалист в ПАО «Криогенмаш»,  выпускник ППП «Фотожурналистика»  МГУ им. Ломоносова, член ТСХР, секция  артфото.